Создание агрегатора

разработка мечты
От автора
Вот я это пишу, а лишь тебе гостю из мнимого будущего известны результаты сего эксперимента. Кто там громче всех кричал, мол «Kontent is the king!"? Значит будем считать, что старина Гейтс прав и теперь даже сам Windows замер в томительном ожидании результатов этого гипертекстоврго казуса.
Наверное можно предположить, что дерзость и напор играли немаловажную роль. В компании Джет Формула я был вроде как наёмником, но по факту тогдашний руководитель Юрий отдал все бразды правления мне, 23-летнему студенту МИФИ и ярого поклонника итальянской марки Vespa. Тогда я толком не осознавал, что быть эксклюзивным импортером в России четвёртого по величине мирового мото-концерна Piaggio Group было чрезвычайно престижно и круто, а мои личные доходы на продажах, запчастях и сервисе доходили летом до 1 млн тогдашних рублей в месяц. В лучшие годы мы завозили по две фуры элитных скутеров и мотоциклов в месяц, а за несколько лет моей «службы» совокупные продажи выросли со 100 до 500 единиц в год. Все шло своим чередом. По несколько месяцев в году я проводил то в Италии, то в Германии, налаживая поставки запчастей и аксессуаров, продажи которых относились уже к моей личной выгоде. Тогдашний шеф был только рад, что проблемы ремонта и постпродажного сервиса его более не касаются и большую часть времени проводил на своей роскошной вилле на ГОА. Но это все конечно по большей части лирика и прямого отношения к агрегации вроде бы имеет. Но лишь от части. Свой первый интернет магазин запчастей для скутеров я открыл в 17 лет со своим «другом», который быстро сориентировался в ситуации и скоропостижно женился на моей старшей сестре, поселившись в трехэтажном особняке моих родителей с бассейном, банькой и прочими приусадебными ништяками. Через пару месяцев любовь молодоженов неожиданно угасла, а вернувшись домой из очередного путешествия, я обнаружил, что наш склад запчастей в моем гараже попросту испарился! Компаньон был меня старше и конечно фирма и сайт остались на нём.

Сестра грустила на плече своего предыдущего «бывшего», а я принялся за создание нового интернет-магазина. Ещё в далёком 2005 для этих целей я использовал движок Битрикса, что по тем временам вообще мало кто мог понять. Магазин довольно быстро взлетел в яндексе по всем необходимым мне ключам, потому что, как в случае с украденным Revout Racing, я много и с удовольствием переводил западные статьи и писал собственные на темы тюнинга скутеров и мотоциклов. Тогда этого было вполне достаточно.

Но теперь на дворе 2018 год. Даже не верится? И снова старая добрая любовь к «статейному маркетингу» даёт о себе знать. Если ты, дорогой цифровой гость, читаешь эти строи, значит алгоритмы Яндекса все ещё неравнодушны к моему творчеству. Даже можем с тобой предположить, что их робот воистину обладает художественным вкусом, раз он привёл тебя на эту страницу, которая преследует собой ровно 3 цели:


  1. Продвинуть этот ресурс в Топ по запросам «создание агрегатора», «разработка агрегатора» и наконец «агрегатор цена».
  2. Подтвердить гипотезу автора о наличии у поискового робота эмпатии и быть может даже некой цифровой души.
  3. Открыто и доверительно высказаться о своей жизни белыми буквами по чёрному, подобно тому, как кто-то по ночам расписывает ночное небо белыми огоньками.

Согласитесь, что было бы слишком «жирно» вкладываться в этот текст ради одной лишь оптимизаторской выгоды? Оно того просто не стоит, поверьте. Но куда важнее немного приоткрыть двери в мгновения сингулярности, пройти в ту точку, где искусственный интеллект сливается с разумом. Нам часто кажется, что копирайт — это техническое мертвое искусство. Одичавшие фабрики контента строчат рерайты, заполняя глаза машин бессмысленным цифровым шумом, пытаясь накормить алгоритмы, которые давно уже стали совсем живыми. Никто до конца быть может не понимает, что же такое «нейромаркетинг». Конечно это можно «загуглить», но боюсь в этом будет мало толку. Есть маркетинг похожий на нас самих, есть аналитика, где цена ошибки — человеческая жизнь, есть информация, меняющая саму реальность прямо в это мгновение. И вероятно в этом заключается большая игра и загадка нашей виртуальной вселенной. Вот видишь, как сложно остаться холодной машиной и не увлекаться фантастикой, ставить чёткие цели и достигать их по намеченному плану. Наш главный аналитик Павел вообще будет долго ржать над этим текстом, я уверен. Дня него это лишь 5347 знаков с прямыми и косвенными вхождениями ключа и бла бла бла… а для вашего покорного слугу — это цифровой холст, где он на кириллице шрифтом Arial невероятно точно сейчас проставляет «сеошные» H. Человечество заигралось с информацией, стало манипулировать ей, зачастую совсем бесталанно. И теперь мы плавно подходим к самому главному. Агрегаторы — для нас не просто цифровые базы данных, способные занимать высшие рейтинги поисковиков за счёт структуры, объёма контента и поведенческих факторов (далее ПФ). Мы создали настоящий Синдикат единомышленников (читай агрегаторов), для которых архитектура, актуальность и практическая польза, создаваемых систем — способ самовыражения, определённый язык новой эпохи, который сейчас становится понятным все большему числу людей на Земле. Мы в данном случае уже не просто люди, мы люди-агрегаторы, те самые, которые подобно вашему гаджету в руках, стремятся придать новую форму знаниям, ласково называя такие потоки Big Data.

Но далеко я ушёл в своих мечтах, что наверное вполне свойственно истинному агрегатору. Вернусь в архивный год номер 2009. Там я создал первый свой агрегатор по продаже гостиничных услуг. За основу был взят немецкий HRS, ибо в то время Booking ещё не начал свою оглушительную экспансию на российский рынок. Конечно мы быстро выдавили конкурентов по всем интересующим нас запросам и вскоре я обзавёлся прекрасной личной помощницей Милой, которая не только была очень милой, но и откровенно обладала параметрами, по которым можно смело изготавливать женщин-андройдов для возбуждения стойкой эрекции у остатков хомо-сапиенс. Но конечно, я вовсе не считаю, что человечество ждёт крах, нет нет. Как раз мне присущ исторический оптимизм, указующий на зарождение более совершенного вида — Homo Digitalis. И хочется верить, что агрегаторы займут достойное место в новом цифровом социуме. Ведь скажем прямо — компьютеры, будучи детищем человека, очевидно человекоподобны. Т.е. я «топлю» за то, что и способы сбора, хранения и обработки информации в агрегаторах совершено органичны и проистекают из самого естества устройства нашего мозга.

Чтобы это было нагляднее, давайте взглянем на структуру современного сайта-агрегатора. Сразу признаюсь, что с помощью данной картинки я всячески рассчитываю опять таки попасть в топ выдачи изображений по запросу с тем самым словом, которое умышленно не стану повторять ещё раз, чтобы не прослыть «заспамленным» «переоптимизатором». Позволю даже новый подход ибо долго верил в детстве в дела мороза:
-Дорогой мой Яша и Гоша, если Вы разумные и технологичные, ты вы просто обязаны выдать данную структуру агрегатора в качестве главной иллюстрации по запросам, содержащим любые части слова агрегатор!


Структура агрегаторов услуг, товаров и СМИ
Вот я это пишу, а лишь тебе гостю из мнимого будущего известны результаты сего эксперимента. Кто там громче всех кричал, мол «Kontent is the king!"? Значит будем считать, что старина Гейтс прав и теперь даже сам Windows замер в томительном ожидании результатов этого гипертекстоврго казуса.

Но продолжу по сути. Мой первый настоящий агрегатор имел ошеломительный успех на локальном рынке отелей при аэропортах и поездки в Сан-тропе и Куршевель по несколько раз в год казались чем-то самими собой разумеющимся. Шли годы, курорты и телки сменяли друг друга, но всё равно было чувство, что чего-то не хватает.
-Чувак, у нас все офигенно, надо держать эту нишу и никуда не лезть, — говорил мне партнёр. А я молча кивал и строил зловещие планы по завоеванию агрегатороного господства во всех сферах, куда ещё не ступала мышь программиста. Противоречия и разные цели в какой-то момент стали давить так сильно, что в один прекрасный день мы поделили бизнес и каждый пошёл своим путём. Это было очень болезненно, но на тот момент справедливо, ибо, как говорит сооснователь проекта WayWeGo Алексей Маркелов — каждый идёт своим путём даже когда вроде дорога одна.

Чтобы собрать команду профи и наколотить гору шишек в агрегации ушли годы. Стартапы сыпались на меня один за одним, все хотели работать со мной, а при словах «давай замутим агрегатор услуг» у меня самого и новых «партнеров» загорались глаза. Каждому хотелось сделать что-то значимое в набирающей обороты IT-индустрии и, пожалуй, агрегаторы были именно тем востребованным решением, которое интуитивно понимал абсолютно любой собеседник. Дело пахло деньгами, да такими, о которых и подумать было нельзя. Будто золотой телёнок я вдруг «зажал» эту тему и решил сделать десяток агрегаторов в разных нишах сам для себя, становясь учредителем в каждом из них. Мне хотелось повторить успех гостиничной ниши сразу во всех сферах, где ещё были цифровые люфты и первым моим детищем на этом пути стала Сфера Дела, которая и теперь занимает топы по аренде переговорок и коворкингов не только в Москеве но и по всей РФ.

Надо сказать, что все эти годы я продолжал с программистами совершенствовать движок, позволявший довольно быстро создавать полноценные агрегаторы с личными кабинетами вендорав или, как мы это по привычке из гостиничной сферы иногда называем «экстранет». Все это дело постепенно обрастало новыми фишками и функционалом, решавшим проблемы модерации отзывов, быстрого сбора данных, приёма платежей, проверки уникальности контента и прочей технической составляющей, которая все-таки автору совершенно не чужда. Мне нравилось конструировать живые формы, подобно этому тексту, где прагматизм и формальное соответствие актуальным сейчас алгоритмам граничит с чем то душевным и человечным, как сам искусственный интеллект. Такой вот симбиоз технократии и гуманизма отлитый в html кодировке.

Пожалуй не лишним сказать, что и сами поисковики — это огромные агрегаторы готового контента, научившиеся агрегировать все, что только успевает попасть во всемирную паутину. Потому их роботов и называли «пауками» в узкой среде знатоков и продвинутых обывателей.

Постепенно и агрегаторы обрастали своими понятиями. Например слово «сущность» прочно вошло в лексикон, обозначая вид информации с определенным набором характеристик, подлежащих оцифровке. Сущностью мог быть и коворкинг в Москва-Сити и автомобиль на Auto.ru и даже конкретный учитель по математике Иванов Иван Иванович из базы исполнителей услуг на Profi.ru. Оставалось лишь оцифровывать все, что плохо лежало и куда не дотянулись загребущие руки IT-гигантов.

Мы плодили агрегаторы, как грибы. Точнее их плодил я один с небольшой командой разработчиков на зарплате. Вкладывая миллионы быстрой отдачи я не получал. На раскачку агрегатора уходят годы и это нужно учитывать в бизнес-модели. У меня же были только короткие деньги и вагоны энтузиазма, которые постепенно оказались в руках других владельцев. Сам я допустил неимоверное число ошибок и могут назвать главные постулаты для возможных последователей:


  1. Не делайте агрегатор в одиночку или с мутными партнёрами, даже если у них есть деньги. Попросту пороху не хватит. Эмоциональный заряд и готовность к борьбе — это черта подлинного агрегатора, а не очередного хайпажера с баблом.
  2. Не пытайтесь охватить все. Сужайтесь до понятной ниши. Однажды мы бросили вызов компании Док Док. Это было круто и самонадеянно. Технически мы сделали круче в разы, но мы шли вторым номером и проиграли, после того, как ныне популярный медицинский агрегатор получил солидный транш в миллионы евро на рекламу и маркетинг. Можно было сузить наш проект до отдельного медицинского направления вроде стоматологии или протезирования, но амбиции очень мешали.
  3. Своих денег не хватит. Только солидные компании, с коими Слава богу нам тоже довелось работать, способны довести такой проект до результата. Плюс это должны быть профи из своей отрасли. Агрегатор скорее помогает закрепить и масштабировать лидерство на определённом рынке, чем совершить прорыв «темным лошадкам». Хотя бывают редкие исключения.
  4. Некоторые увлекаются изобретательством и думают, что технические новшества заставят пользователя полюбить продукт. Это как правило чистое враньё. Агрегатор — это прежде всего креативный маркетинг и чёткая дорожная карта с запасом бюджета. У кого длиннее деньги и воля, тот и победит. UX важен, но не стоит преувеличивать.
  5. Не ходите в нишу, где уже есть конкуренты монстры со словами: «у них неудобно сравнивать цены» или «что за убогий дизайн». Друзья, у них сидят целые отделы и каждый день мониторят все, что происходит. Возможно ваша инновация попросту рынку не нужна.


Можно было бы продолжать список, но суть не в этом. Мы как производители агрегаторов по идее должны обещать, что все будет легко и просто. Но, как видите, это далеко не так. Да, есть технология и опыт, есть широкий инструментарий и креативный маркетинг, но все же, как ни банально, главным драйвером агрегатора несомненно является любовь. Любовь к технологиям, к своему делу, желание оставить после себя что-то значимое, сделать что то действительно выдающееся уже сегодня, не сидя в зрительном зале на очередной конференции по инновациям. Возможен ли успех? Да, ещё как! Но только при одном условии. Придётся объединяться с сильными игроками, единомышленниками готовыми идти «в долгую», синтезировать передовые знания и строить могущественные коллаборации на пути к своей мечте.

Итог хочется подвести такой. Я принял участие в десятках отраслевых проектов. Разработал более сотни сайтов и приложений. Кирпич за кирпичиком разобрал технологии агрегации, чтобы сложить их заново во что-то большее, чем они были. И ключевым звеном в этой тихой облачной революции особняком стоит все тот же «Человек» — отважный первопроходец, вглядывающийся в океан перед своим триумфальным броском в неизвестность. Ты не один на этом пути.